Визитная карточка дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал»
Руководитель Гренц Татьяна Алексеевна
100 лет системе дополнительного образования
В этом году исполняется 100 лет системе дополнительного образования в России.
В нашем центре дополнительное образование реализуется по художественным, физкультурно-спортивным, социально-педагогическим, туристско-краеведческим, техническими естественно-научным направленностям. У обучающихся есть возможность заниматься в 26 различных объединениях, студиях и секциях. С ребятами работают 22 педагога. И все они отдают весь свой талант и всю свою любовь нашим детям.
Поздравляем всех педагогов дополнительного образования с праздником и желаем новых ярких идей и творческого долголетия!
ИЗ ИСТОРИИ:
Учёные выделяют несколько этапов развития системы дополнительного образования школьников:
дореволюционный (внешкольное образование);
советский (внешкольное воспитание);
современный (дополнительное образование детей).
Дореволюционный этап - возникновение внешкольного образования
(1905 - 1917 гг.). Его первые формы - мастерские, дневные приюты для детей, спортивные площадки, оздоровительные колонии. Все эти учреждения были единичны и имели разные задачи. Одни вели культурно-просветительскую работу для малообеспеченных, другие создавали условия для развития и воспитания детей. Все эти формы работали на пожертвования и их деятельность строилась на принципах детского самоуправления, самореализации в различных видах деятельности, формировании у детей товарищества и ответственности.
После революции в 1917 году создаётся специальный отдел внешкольного образования. С этого года и по 1939 начинается период становления системы внешкольного образования (советский этап). Образование становится государственным и включается в общую систему народного просвещения. Появляются другие формы организации образования и воспитания детей, формируется научно-методическая база внешкольной работы, проводятся научные исследования и наблюдения за способностью личности, изучаются коллективные и групповые формы работы. Возникают станции юных техников, натуралистов, детские парки, дома культуры, детские спортивные школы.
В 20-30-х годах расширяется круг задач внешкольных учреждений. Начинается ликвидация неграмотности, организация досуга детей, развитие познавательных и творческих интересов школьников, обучение навыкам участия в общественной работе. В этот период выпускаются различные журналы, создаются новые организационные системы. Педагоги стремятся не только увеличить число внешкольных учреждений, а осмыслить опыт и дать научно-методические основания внешкольного образования. Обновляются содержание и формы воспитательной работы, появляются
общественные советы (педагогические, репертуарные, методические, шефские), укрепляется материальная база, расширяется аппарат управления, принципы и методы управления.
Следующий период - развитие (1940 - 1960). Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг. XX века, по мнению исследователя О. Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников.
В 60-е годы XX века, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров). В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; демонстрация подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информированность педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах. Деятельность учреждений определялась государством, появились методические центры, увеличилось количество педагогов, секций.
Третий период - расцвет (1961 - 1986 гг.). В 70-80-е годы XX века определились главные направления социально-педагогической деятельности, сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы внешкольной работы. Появились внешкольные дошкольные учреждения, которые учитывали интересы детей (театры, клубы по месту жительства, разновозрастные отряды). Массовая работа проводится в разных направлениях: ярмарки, конкурсы, акции. Внешкольные учреждения получают право самостоятельно разрабатывать программы, определять количество детских организаций и педагогический штат.
Четвёртый период - спад (1987 - 1992 гг.). Расходы на образование снижаются, распадаются пионерские и комсомольские организации.
С 1993 года (современный этап) наступает период стабилизации. С принятием закона «Об образовании» внешкольные учреждения стали называть учреждениями дополнительного образования детей, в 1995 году выходит «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования». С появлением закона об образовании создаются предпосылки для перехода от идеологизированной системы образования к системе вариативной; активизируется деятельность учреждений дополнительного образования; увеличивается их количество и работа учреждений, в отличие от школ, строится на творческом развитии личности ребёнка, свободе выбора деятельности, программ и форм работы; не урок, а творчество становится главным началом. Педагог и ребёнок находятся в сотрудничестве и сотворчестве. Образовательные программы реализуются по типу: модифицированные, экспериментальные, авторские; по форме: дистанционные, очно-заочные, сетевые, электронные; по категориям детей: для детей с ОВЗ, для одарённых детей.
Происходит расширение многообразия структурных элементов: клубы, студии, лаборатории, мастерские. Создаются творческие проектные, научно -исследовательские группы, советы, интегрированные объединения. Приоритетными видами деятельности среди девочек являются художественное образование, хореография и спорт. Среди мальчиков большой популярностью пользуются занятия спортом, информатикой и техническим творчеством.
В 2014 году утверждается Концепция развития дополнительного образования детей. Задачи этой Концепции - создать условия не для обязательности общего образования, а для проектирования пространства, где происходит самореализация личности, повысить социальную стабильность и справедливость в обществе, создавая условия для развития каждого ребёнка независимо от места жительства. Основными направления развития дополнительного образования, согласно Концепции, являются:
поддержка организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;
поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах; формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей;
проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей.