Бережливое образование
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях — это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Внедрение бережливых технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- улучшить материально-техническую базу;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства:
- стандартизация;
- организация рабочего пространства;
- визуализация;
- канбан (доска задач).
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.09.2021 № 1/2488 "О внедрении бережливых технологий в системе образования Челябинской области"
- Положение по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
- План мероприятий (Дорожная карта) по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области на период 2021-2025 годы
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска О создании проектного офиса от 15.09.2021 №2295-у
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска О внедрении бережливых технологий в муниципальной системе образования города Челябинска от 15.09.2021 № 2294-у
- Состав Координационного совета по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
- ГОСТ Р 56020-2020 Основные положения и словарь
- ГОСТ Р 56404-2015 Требование к системе менеджмента
- ГОСТ Р 56407-2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные методы и инструменты
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/3307 от 29.12.2021 г. «Об утверждении целевых показателей результативности внедрения бережливых технологий в органах местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования»
Реализуемые проекты
Проект 1. "Сетевые технологии- эффективная организация образовательного процесса"
- Приказ "О реализации проекта с применением бережливых технологий в системе образования Челябинской области"
- Карта проекта "Сетевые технологии- эффективная организация образовательного процесса"
- План реализации проекта "Сетевые технологии- эффективная организация образовательного процесса"
- Карта целевого состояния
- Карта текущего состояния
- Отчет о внедрении бережливых технологий в образовательной организации
- Информационная справка о реализованном проекте
Тиражирование проектов
- "Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности"
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска от 28.05.2024 № 1480-у "О тиражировании оптимизационного проекта с применением технологий бережливого управления в общеобразовательных организациях города Челябинска"
- Приказ МАОУ "ОЦ № 2 г. Челябинска "О реализации проекта с применением технологий бережливого управления"
- Карта тиражируемого проекта "Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности в МАОУ "ОЦ № 2 г. Челябинска"
- План реализации проекта «Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности в МАОУ «ОЦ№2 г. Челябинска»
- Анализ проблем проекта «Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности
- Производственный анализ № 1 «Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности в МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»
- Производственный анализ № 2 «Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности в МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»
- Протокол подведения итогов реализации проекта «Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности в МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»
- Карта целевого состояния процесса достижения метапредметных результатов обучающихся, способствующих повышению эффективности своей деятельности в рамках работы над проектом
- Карта текущего состояния процесса достижения метапредметных результатов обучающихся 8-9 классов, способствующих повышению эффективности своей деятельности в рамках реализации работы над проектом
- Дорожная карта реализации проекта «Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность обучающихся 8-9 классов для достижения метапредметных результатов, способствующих повышению эффективности своей деятельности в МАОУ «ОЦ №2 г. Челябинска»
- Чек – лист администратора
- Презентация с итогами проекта