Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Выделяют три фазы адаптации:
Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.
Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трёх-четырёх месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы ит.п.
Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Рекомендации родителям
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.
Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
Гиперактивные дети
Что такое гиперактивность?
Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Подробные сведения о гиперактивности можно почерпнуть, например, из книг В. Оклендер «Окна в мир ребенка» (М., 1997); Ю.С. Шевченко «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (М.,1997).
Как выявить гиперактивного ребенка?
Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям.
Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, методист, музыкальный руководитель) должны вести за ним целенаправленное наблюдение.
Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.
Применение современных методов помогает детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении, но необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.
Памятка для родителей
Родителям в воспитании детей с гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться следующими правилами:
включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником;
если вы вводите в программу новую игру, то для того, чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на уже знакомом для него материале. Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно;
избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
не сравнивайте ребенка с окружающими;
доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить;
будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
используйте наказание лишь в крайних случаях;
не унижайте ребенка, наказывая его;
обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него взрослых людей;
помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Игры для гиперактивных детей
«Найди отличия»
(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Разговор с руками»
(И. В. Шевцова)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть — и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Слушай хлопки»
(М. И. Чистякова)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
(И. В. Шевцова)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.
Из разноцветного картона сделать сигналы — три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — ребёнок замирает на месте или ложится на пол и не шевелится. Заканчивать игру следует «молчалками».
Педагог - психолог Чуприкова Т. Л.
БРАННЫЕ СЛОВА
Рано или поздно большинство детей произносят то, чего мама и папа никак не хотели бы услышать.
Как же отреагировать?
Пятилетняя девочка размышляет вслух, пеленая куклу: «Молочь — нет, белочь — нет, сволочь. Точно — сволочь! Кстати, а что такое сволочь?"
Рано или поздно с подобными проблемами сталкиваются все семьи. Наши бабушки расправлялись с бранными словами решительно и просто - мыли рот с мылом, и огорченный кроха навсегда запоминал омерзительный привкус нехорошего слова. Однако, по мнению психологов, этот не слишком гуманный метод не всегда достигает цели, но непременно отбивает у ребенка охоту делить¬ся с родными тем, что он услышал.
Как же добиться того, чтобы малыш не употреблял бранные слова?
Универсального лекарства от подобной напасти нет. Но мы сильно облегчим проблему, если поймем, что ребенок этим хочет сказать: он зол на весь мир, он нас дразнит, пытается вывести из себя или просто повторяет услышанное, не понимая смысла.
Проблема бранных слов на¬чинается года в 3-4. В этом возрасте ребенок часто и охотно употребляет слова, смысла которых он может и не понимать, но звучание или интонация произносимого ему нравится. Согласитесь, многие бранные слова весьма звучны, несут в себе эмоциональный заряд, то есть произносятся «с чувством», и поэтому достаточно легко запоминаются. Прежде всего не стоит наказывать ребенка за нехорошие слова — действительно, по¬чему малыш должен быть на¬казан за то, что он интересуется услышанным?
Некоторые психологи советуют да¬же вовсе не реагировать на детские ругательства - про-пускать их мимо ушей. Мол, лишенные смысла и ваших эмоций, эти слова забудутся и исчезнут из речевого репертуара ребенка сами. Однако это зависит от ситуации. Бывает, что малыш ждет реакции, и тогда наше молчание может дать весьма забавные результаты. Так, шестилетний Олег, придя из сада, зашел на кухню, оглядел маму и папу и гром¬ко сказал: „П...а". Родители вздрогнули, но, помня сове¬ты психологов, не подавая виду, продолжали заниматься своими делами. Мальчик выждал минуту-другую, за¬тем, видимо решив, что его не расслышали, повторил погромче. Мама поспешно вы¬шла из кухни, а папа упорно продолжал делать вид, что ничего особенного не происходит. Тогда сынок подошел прямо к папе и, поймав его взгляд, громко и внятно повторил ругательство в тре¬тий раз. И тут педагогически подкованный папа не выдержал и отвесил мальчишке подзатыльник... Теперь представьте, что про¬исходит в голове у сына. Ребенку с самого начала кажется, что родители играют в какую-то непонятную игру, а когда мальчик пытается прояснить правила, то получает подзатыльник.
Так что же делать?
Вести себя естественно: если ребенок в вашем присутствии ругается, не дожидаясь развития событий, доброжелательно, но твердо скажите, что больше этого вы слышать не хотите. Вовсе не обязательно разъяснять ему значение то¬го или иного матерного слова. Если ребенок настаивает, ограничьтесь тем, что спокойно скажите: «Это очень грубое слово, и я не хочу о нем даже говорить».
Это протест?
Впрочем, словесные эксперименты далеко не всегда невинны — дети нередко чувствуют, что эти слова неприличны. Очень многие дошколята четырех-шести лет с увлечением и хохотом про¬водят время, обмениваясь бранными словами. Чаше всего они это проделывают, когда остаются одни, что лишний раз доказывает: они прекрасно знают о запрете на ругательства. И этому существует простое объяснение. Для ребенка определенного возраста «горшочная» тема продолжает оставаться весьма актуальной: мама и врачи с большим интересом обсуждают содержимое его горшка, временами все еще доставляют хлопоты мокрые штанишки. И вдруг на эту в общем-то важную тему, оказывается, нельзя говорить, то есть говорить-то можно, но вот слова употреблять нельзя. Не логично, согласитесь. В качестве протеста условностям взрослого мира и появляются разнообразные: «Ты какашка», «Сам какашка», «Иди в ...» и прочее. Кроме того, детишкам доставляет большое удовольствие нарушать запреты. Детский протест против условностей — именно тот случай, когда лишение «эмоционального накала» сводит на нет весь интерес предприятия. Так, если ругающийся ребенок попадает в компанию детей, которым это не доставляет никакого удовольствия, то и он перестает ругаться. Поэтому в сложном деле борьбы с нехорошими словами малышей нам могут помочь старшие дети. Если вы им, как взрослым, четко объясните ситуацию и попроси¬те помочь, они с удовольствием в нужный момент продемонстрируют полнейшее равнодушие и скажут малы¬шу: «Мне это не интересно». Если же подобные безобразия произошли в вашем присутствии, и если нет возможности сделать вид, что вы этого не замечаете, спокойно попросите ребенка уйти в другую комнату, потому что вы не желаете этого слышать. Дошкольники, когда им дают волю, какое-то время действительно придумывают и употребляют плохие слова беспрестанно и агрессивно. Но постепенно это само собой сходит на нет. Самое главное, чтобы у вашего ребенка сформировалось представление о том, что эти слова в приличном обществе недопустимы.
Орудие агрессии
Часто, даже не зная истинного значения слова, ребенок чувствует его эмоциональный заряд и использует по назначению, когда очень зол. У постороннего взрослого возникает стойкое ощущение неблагополучия, как будто перед ним педагогически запущенный ребенок. Именно испуг заставляет нас взрываться от возмущения и обнаруживает, как мы шокированы. Однако не спешите пугаться и кричать — наши опасения очень часто не со¬ответствуют действительности. Кроме того, подобная ре¬акция взрослого чаще всего не приносит нужных результатов: она подействует только на стеснительных ребятишек. Любой эмоциональный всплеск взрослого нередко достигает противоположно¬го эффекта — дети приходят от вызванной бури в восторг и начинают повторять то, чем это было вызвано. Иногда наша первая реакция бывает прямо противоположной. Несоответствие на¬столько велико и вся эта сцена с ругающимся малышом кажется настолько нелепой, что мы невольно прыскаем со смеху. Такая (кстати, вполне естественная) реакция также, к сожалению, не¬допустима. Наш смех дезориентирует ребенка, и он может подумать, что мы в восторге от его выходки. Не выясняйте, где он это слышал и кто так говорил. — это абсолютно не важно). Как бы мы ни старались, все равно не сможем огородить наше чадо от источников не-желательного знания. Ведь сегодня эти источники настолько разнообразны, что не поддаются нашему учету.
Спускаем пар
И наконец, последнее «не»: ни в коем случае нельзя также реагировать на брань как на требование! Например, если у вашего ребенка упал самокат и малыш в сердцах ругнулся, подождите кидаться ему помогать и поднимать самокат. В устах четырех-пятилетнего человечка брань — это зачастую просто неумение выразить свои чувства другим способом. Поэтому задача родителей — спокойно, без лишних эмоций выразить их отношение к услышанному и постараться научить ребенка выражать свою злость и протест другими, гораздо более приемлемыми способами. Скажите, например: «Я прекрасно понимаю, что ты очень зол, но то, что ты говоришь, для при-личного человека недопустимо». А на досуге поупражняйтесь в придумывании допустимых ругательств: «Я чертовски зол», «Я категорически против», «Мне это все совершенно не нравится». Некоторые мамы с успехом превращают этот процесс в игру: устанавливают правила (к примеру, нельзя повторяться) и по очереди, соревнуясь в оригинальности, высказывают свое несогласие. Подобный несложный тренинг поможет в дальнейшем ребенку «спускать пар». В любом случае, если вы четко выразите свое отношение к нежелательным словам, если в вашей семье общаются с помощью нормативной лексики, бранные слова будут явлением временным и непременно пройдут.
Внимание: Копролалия!
Чересчур частое произнесение бранных, неприличных слов может свидетельствовать о психическом неблагополучии. Навязчивое, импульсивное произнесение непристойностей может быть моторным, «вокальным» тиком. В этом случае создается впечатление, что ребенок, несмотря на запреты, не может перестать произносить то или иное слово (обычно одно-два). Копролалия — довольно редкий симптом и чаще всего сочетается с другими тиками: тиками в мышцах лица, шеи или конечностей. В таком случае вам необходима помощь опытного спе¬циалиста. Тем не менее, рече¬вой тик ли это, случайное слово или же просто дефект воспитания, в любом случае не стоит ругать ребенка или показывать, как вы шокированы, — важно понять при¬чины и действовать.
Игры в сухом бассейне
В нашем детском саду радостное событие - в младших группах появился сухой бассейн. Бассейн очень радует ребят, и теперь это любимая игровая площадка.
Полезен или нет сухой бассейн?
Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ. Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии.
Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышёчные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.
Игры в сухом бассейне
Для более продуктивного массажа мы предлагаем следующие упражнения:
"Воронки"
Цель: Массаж и развитие координации верхних конечностей.
И.П: дети стоят на коленях вокруг бассейна: и опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяют левой рукой; и опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения
а) встречные; б) расходящиеся; в) в правую сторону; г) в левую сторону
"Ныряем"
Цель: массаж шейных мышц
И.П.: ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне: и достаем головой дно бассейна.
"Перекат"
Цель: массаж и координация работы позвоночника.
И.П.: ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:
и малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.
"Достань со дна бассейна"
Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их.
Условия: прячем более мелкие предметы, а число играющих уменьшаем.
"Отгадай, где спрятано"
Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию.
Воспитатель дает словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна).
"Кто больше?"
Цель: развитие цветовосприятия и ловкости. Воспитатель дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шаров. Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.
"Поздоровайся"
Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств. Дети сидят вокруг бассейна и по заданию воспитателя здороваются друг с другом под "водой";
дети сидят в бассейне полукругом, руки закрыты до плеч в скоплении шариков. Входящий должен поздороваться за руку с определенным человеком под "водой".
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка»
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и логопед, и воспитатели, ставя перед собой задачу развития речи дошкольника.
Наиболее типичные проблемы:
Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).
Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров теле¬визионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.
Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и педагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников!)
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым разви¬тием дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д. Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Читайте ребенку, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопро-сы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.