Вторник, 19.03.2024, 07:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр №2 г.Челябинска"
Главная РодителямРегистрацияВход
Вместе мыслим! Вместе созидаем!
Приемная

Терин Юрий Андреевич


ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ

8(351)2140177
8(351)2140213
maouoc2@mail.ru

  Понедельник: 09.00-11.00
Дошколята
Меню сайта
Поиск

Социально психологическое тестирование

Рекомендации учителя-логопеда

Рекомендации логопеда родителям по развитию словарного запаса детей младшего школьного возраста.


Первоклассная подготовка – формула готовности к школе

 

Каждый родитель испытывает тревожные чувства перед поступлением своих детей в 1 класс. Большинство обеспокоенных современных родителей уже за год – два до того момента, когда ребенок пойдет в школу, начинают усиленно его к ней готовить: сами, с репетиторами и на специальных курсах по подготовке к школе.

Благодаря этим стараниям первоклассники чаще всего приходят уже умея читать, писать и считать. Это, конечно хорошо, но, даже овладев этими умениями, ребёнок не обязательно будет хорошо учиться в школе. Школьные проблемы сына или дочери нередко застают родителей врасплох. Готовились, старались, а тут …

Что такое готовность к школе?

Поступление в школу – один из важных этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – это результат развития ребенка на предшествующих возрастных этапах. Это определенный уровень физического и психического развития, достаточный для обучения.

Физическая готовность

Физическая готовность – это уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки, новый режим жизни не будет для ребенка обременительным. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитиемелких групп мышц.

Физическая зрелость важна из-за высоких нагрузок в школе. Ребенок должен быть готов к тому, с чем ему придется столкнуться.

Способы определения физической зрелости ребенка

  • Филиппинский тест. Попросите ребенка поднять руку вверх и через макушку достать правой рукой левое ухо. Достал рукой до уха? Прекрасно, физически готов к обучению.
  • Показателем физической готовности является и начало смены молочных зубов – 4 зуба на вылет.
  • Если у малыша не прорезалось ни одного постоянного зуба, родителям следует серьезно подумать, следует ли снаряжать сына или дочь в первый класс. Для таких детей школьная нагрузка скорее всего окажется непосильной, что повлечет возникновение проблем со здоровьем.

Психологическая готовность

Мне очень нравится следующая формула:

Желание («хочу учиться») + возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.

Чаще всего, маленькие дети хотят учиться, с радостью ожидают своего первого 1 сентября.

При этом мотивы, которые побуждают ребенка идти в школу, могут быть разными: познавательный, игровой, социальный, оценочный, внешний. Сочетание познавательных и социальных мотивов – определяет позицию школьника, который хочет учиться, потому что считает это важным и интересным делом. Но одного желания учиться недостаточно для успешного начала школьной жизни. Ребенок хочет учиться, но при этом у него ничего не получается. Неудачный первый опыт отбывает охоту учиться и ходить в школу. Возможности ребенка, его интеллектуальная подготовка к школе включает в себя особенности развития памяти,внимания, мышления, восприятия, воображения, речи и предпосылки учебной деятельности:

  • Умение слушать взрослого и сверстника
  • Выполнять задания в соответствии с устной инструкцией и по образцу
  • Принимать задачу, поставленную учителем
  • Самостоятельно ставить цель своей деятельности
  • Контролировать процесс её выполнения и оценивать результат.

Подготовка будущего первоклассника может быть увлекательной и «незаметной» и проходить в процессе живых отношений между родителями и детьми.

От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность егоадаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.


Адаптация первоклассника к школе

 

Когда ребенок идет в первый раз в школу, начинается новый и весьма важный этап в его жизни. Родителям стоит поддержать ребенка в этот период, помочь справиться с трудностями, научить находить общий язык с одноклассниками и учителями.

Адаптация ребенка к школьной жизни – это сложный вопрос, который можно обсудить с психологом, чтобы не допустить ошибок.

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ТРЕБУЕТСЯ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ?

Маленький ребенок, который привык к достаточно свободному, как правило, режиму дня, поступив в 1 класс, вынужден приспосабливаться к определенному ритму жизни. Теперь от него требуют спокойно сидеть на уроках, слышать и понимать, о чем рассказывает учитель, да еще и показывать хорошие результаты.

Для любого ребенка в той или иной степени это стресс.

На то, насколько успешно ребенок адаптируется к школе, указывают некоторые факторы:

– личные характеристики и особенности поведения малыша;

– уровень подготовки к школе, причем в этом случае учитываются не только знания и интеллектуальный потенциал, но и степень физической и психологической готовности;

– посещение ребенком детского сада;

– особенности взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми, его социальные навыки, умение решать конфликты, работать в команде и т. д.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ В ПОВЕДЕНИИ ВАШЕГО МАЛЫША УКАЗЫВАЮТ НА ТО, ЧТО ЕГО АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ПРОХОДИТ ПЛОХО?

Если у ребенка есть трудности с привыканием к новому коллективу, учителю, то он может выглядеть уставшим, часто жаловаться на одноклассников или учителя, говорить о том, что ему неинтересно в школе или задают слишком много. Когда ребенок долго засыпает вечером, а потом наутро с трудом встает с постели, это тоже указывает на определенные проблемы в школе. При неправильной адаптации первоклассник может часто становиться грустным и раздражительным и не хотеть идти на занятия. Отсутствие друзей среди одноклассников также должно насторожить родителей.

 

Когда адаптация первоклассника к школе проходит правильно

В случае нормального привыкания детей к новым условиям, у них отмечается бодрость, хорошее настроение, новые друзья в коллективе, они хотят учиться и узнавать что-то новое. Учитель в этой ситуации воспринимается как друг и наставник. Ребенок нормально переносит новый режим дня и без особых проблем делает домашние задания. При успешной адаптации первоклассник адекватно воспринимает критику со стороны учителя и не провоцирует конфликты в классе.

Для оценки адаптации психолог в школе использует методику оценки школьной мотивации Лускановой.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ?
  1. Не перегружайте кроху внешкольными занятиями, кружками – ему сейчас и так нелегко.
  2. Подождите некоторое время, пока убедитесь в том, что он привык к школе.
  3. Не меняйте свое отношение к ребенку в один момент. Не пугайте его фразами типа: «Теперь ты взрослый, поэтому должен…». Так вы загоните ребенка в угол и усложните ситуацию. В условиях адаптации к новому коллективу, его и дома воспринимают теперь иначе, поэтому теперь нужно адаптироваться и к новому поведению дома. Для ребенка это двойной стресс.
  4. Не критикуйте. Не бросайте жестких фраз о том, что у него ничего не получается, что он криво пишет или медленно читает. Это только начало, сейчас самое время поддержать кроху и дать ему силы на новые свершения.
  5. Хвалите. Боясь осуждения, дети часто не делают то, что могут. Поверьте в своего ребенка, похвалите за мелочь, и скоро он сделает во много раз больше и лучше.
  6. Не сравнивайте его с другими детьми. Это может, как серьезно занизить самооценку ребенка, так и дать повод для необоснованной гордости. Сравнивайте его достижения с его же предыдущими результатами.
  7. Помочь ребенку привыкнуть к школе – это практически первоочередная задача родителей. Больше говорите со своим малышом, сделайте так, чтобы он мог доверять вам. Вместе вы обязательно справитесь!

6 советов родителям первоклассников

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

 

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.


Школьная тревожность первоклассника

Какие признаки тревожности должны заметить родители первоклашек? Как строить отношения с тревожными первоклассниками? Как родители могут помочь ребенку преодолеть школьную тревожность?

Школьное детство – период, связанный с новыми впечатлениями, контактами, переживаниями. Часто школьные проблемы связывают со школьной тревожностью.

Тревожность – это реакция организма на внешние раздражители, связанные с повышенным беспокойством в специфических ситуациях. Состояние тревоги можно ещё назвать защитной реакцией организма на внешние раздражители – страх неудачи, страх не оправдать ожидания близких и учителей, боязнь быть отвергнутым. Школьная тревожность – реакция организма на негативные социальные ситуации, которые могут сопровождать ребёнка в школе.

Каждый школьник имеет свой набор проблем, вызывающих тревогу.

 

Что может беспокоить первоклассника прежде всего?

  • Боязнь не оправдать ожидания учителя. Для младшего школьника учитель является воплощением мудрости и справедливости. Часто, не получая одобрения со стороны учителя, ребёнок становится неуверенным в себе. У него формируется заниженная самооценка.
  • Боязнь не оправдать ожидания родителей. Родители всегда являются для детей гарантами безопасности. Поэтому, для снижения тревожности, первокласснику крайне важно не сомневаться в родительской любви. Требовательность и контроль должны сочетаться с доброжелательностью и лаской.
  • Страх ситуации проверки знаний. Есть такие ученики, для которых проверка знаний – уже стресс.
  • Главная причина такого состояния – ожидание плохого отношения к себе. В случае устойчивой негативной реакции на проверку знаний, у ребёнка формируется негатив не только по отношению к этой самой проверке, но и к школе в целом.
  • Страх быть не принятым в классном коллективе. Для детей любого возраста статус в коллективе является подтверждением своей принадлежности данному кругу. Самоутверждаясь в нём, дети развивают свои коммуникативные навыки, повышают самооценку.

Признаки школьной тревожности

Как мы убедились, причин школьной тревожности у первоклассников может быть несколько.

Устранение этих причин зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, психологической готовности к школе, а также от взрослых, которые окружают ребенка.


Как родители могут помочь ребенку преодолеть тревожность?

Рекомендации, которые приводятся ниже, предназначены для родителей, и всех, кто имеет непосредственное отношение к воспитанию и обучению первоклассника.

  • Если ваш первоклассник стал изл
Разное

Дистанционное обучение
Безопасное лето
Полезные ссылки



















Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
uCoz