Использование практик международных исследований в системе оценки образования по модели PISA
Что такое «функциональная грамотность» и как она связана с практикой международного исследования PISA
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев, лингвист, психолог).
Некоторые отличительные черты функциональной грамотности:
подразумевает наличие элементарного (базового) уровня навыков чтения и письма;
обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
направлена на решение бытовых проблем;
связана с решением стандартных, стереотипных задач.
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат, поскольку:
способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования,
помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой;
определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента;
позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т.д.
Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment) декомпозируют функциональную грамотность в виде трех составляющих:
1) грамотность в чтении – способности человека
понимать,
использовать,
оценивать тексты,
размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
2) грамотность в математике – способности человека
формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностный, общественный, профессиональный, научный).
Эта способность включает
математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;
3) грамотность в области естествознания – способности человека
осваивать и использовать естественнонаучные знания
для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Дополнительным видом выступает
4) финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.
PISA понимает функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны; в узком смысле – как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.