Школьный информационно-библиотечный центр как центр развития личности
(Проект)
|
«… Здесь двери открыты каждому –
Пожалуйста, заходите!
Все лучшее, нужное, важное –
Берите, читайте, любите! |
|
«Библиотека важнее всего в культуре… пока жива библиотека – жив народ, умрет она – умрет прошлое и будущее»
Д.С. Лихачев
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр № 2 г. Челябинска"
Общие характеристики
Общая площадь школьного информационного- библиотечного центра – 700 м2
Имеет три зала:
- читальный зал;
- абонемент;
- книгохранилище.
Читальный зал (275,5 м2) оснащен современными средствами обучения и воспитания:
- интерактивно-аппаратный комплекс;
- информационно-библиотечный киоск;
- площадка для коворкинга (9 компьютеров);
- разнообразный фонд видео и аудиоматериалов;
- зона отдыха и релаксации (мягконабивные модули);
- информационно-библиотечная среда для проведения массовых мероприятий.
Абонемент оборудован:
- два автоматизированных рабочих места библиотекаря;
- музыкальный центр;
- магнитофон;
- веб-камера;
- литературная зона «Читай-ка».
Совместные проекты учащихся, педагогов и школьного информационно-библиотечного центра МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»
- Подари книгу информационно-библиотечному центру
- Творческий проект студии дизайна «Мир глазами детей»
- Семейный творческий проект «Вместе создаем»
- Литературно-информационный киоск «Образ» (по знаменательным и памятным датам писателей и поэтов, в т.ч. и Южного Урала
Предоставляемые услуги:
- консультации при выборе нужной информации;
- сканирование;
- распечатка электронных книг;
- предоставлении информации для написания научных работ;
- индивидуальные и групповые занятия с различными ресурсами;
- помощь и консультация при выходе в Интернет;
- к услугам читателей художественная, справочная, научно-популярная, техническая литература;
- проведение различных мероприятий с сотрудниками образовательного центра.
Заведующий информационно-библиотечным центром: Терина Валентина Анатольевна
Педагог- библиотекарь: Бровкина Наталья Владимировна
Цель проекта: Создание условий, необходимых для функционирования школьного информационно- библиотечного центра как центра развития личности.
Задачи проекта:
- Мониторинг деятельности школьной библиотеки, определение условий, необходимых для создания ШИБЦ;
- Разработка Программы " ШИБЦ как центр развития личности", определение основных направлений деятельности ШИБЦ;
- Разработка нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность ШИБЦ;
- Определение структуры и штатного расписания ШИБЦ;
- Модернизация школьной библиотеки;
- Составление бизнес-плана, обеспечивающего финансирование проекта.
Миссия школьного информационно- библиотечного центра МАОУ " ОЦ № 2 г. Челябинска"
Школьный информационно- библиотечный центр (ИБЦ) предоставляет информацию, ресурсы и консультативную поддержку, способствуя социальной адаптации учащихся и создавая условия для самообразования и развития личности всех участников образовательных отношений.
|
|
Задачи ШИБЦ:
- Осуществление мониторинговых исследований динамики развития личности учащихся;
- Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- Просвещение педагогов и родителей по вопросам возрастного и личностного развития учащихся;
- Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам социальной и эмоциональной сферы;
- Обеспечение необходимых и равных условий для социализации каждого читателя, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями;
- Пропаганда ценностей книги и чтения, создание условий, способствующих повышению читательской культуры подростков;
- Совершенствование материально- технической базы.
Направление деятельности ШИБЦ:
- Организация библиотечного обслуживания всех участников образовательных отношений;
- Реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;
- Содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
- Осуществление мониторинговых исследований динамики развития личности учащихся;
- Обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
- Формирование необходимого библиотечного фонда;
- Формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многоообразных информационных потребностей ( приобретение знаний, досуг и т.п.);
- Интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребностей и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.
Зона абонемента
- Организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества.
- Комплектование основного (документного) фонда классическими и современными источниками информации на различных носителях (бумажном, цифровом, магнитном и др.), формирование учебного фонда, соответствующего федеральному перечню учебников.
- Книгохранилище.
Читальный зал
Зона информатизации и мониторинга
Направления:
- Обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях;
- Оказание информационно-библиографической поддержки деятельности педагогов и учащихся в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Webстраниц и т.п.);
- Мониторинг уровня развития личности учащихся;
- Диагностика сформированности ценностных ориентаций учащихся;
- Маркетинг запросов и потребностей социума в процессе определения предпрофильных и профильных линий образовательной деятельности школы;
- Создание компьютерного банка данных периодичности посещения библиотеки;
- Изучение читательского интереса школьников.
Зона коллективной работы
Направления:
- Консультативно-просветительская деятельность для школьников, педагогов и родителей в форме бесед, лекций, семинаров, мастер-классов, подбора литературы, организации стендовых выставок и др.;
- Профилактическая и развивающая работа с детьми в форме групповых занятий, игр и тренингов с целью создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе, формирования психологической комфортности, навыков саморегуляции и самопознания;
- Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
- Обеспечение доступа пользователей к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.
Прогнозируемые результаты
- Развитие личности школьников через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей.
- Создание банка мониторинговых исследований, проводимых в школе.
- Организация доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам.
- Внедрение новых методов и форм поддержки самостоятельной деятельности учащихся (самоподготовка, проектно-исследовательская деятельность).
- Поддержка проектной работы учителей-предметников, направленной на повышение качества знаний школьников.
- Повышение интереса к чтению школьников через организацию обучения их информационной грамотности и культуры.
Возможные риски:
- Фильтры и блокировка многих хороших веб-ресурсов на школьных компьютерах системами контентной фильтрации.
- Отсутствие финансирования и средств на комплектование библиотечных фондов.
- Недостаточная мотивация к систематическому повышению квалификации и профессиональному самообучению со стороны педагогического сообщества.
- Стереотип отношения к библиотеке, как к отсталому в технологическом и организационном плане институту, неспособному самостоятельно выполнять свою миссию в новых социально-экономических условиях.
|